Развивающая предметная среда дома

Проблема: Семьи живут в различных квартирных условиях и поэтому имеют различные возможности для организации детского уголка дома. Хорошо, если есть отдельная детская. А если нет? Как же создать в семье развивающую среду, т.е. такую обстановку, в которой бы ребенок более активно и быстрее познавал окружающий мир во всем его взаимодействии и лишь при небольшом косвенном руководстве взрослых?
Решение проблемы: «Ну-ка, зеркальце, скажи…». Очень важно организовать детское зеркало, лучше трельяж. Важно потому, что, как утверждают психологи, люди любят свое собственное отражение, а дети дошкольного возраста особенно. И мы советуем предоставить им такую возможность. А с помощью трельяжа ребенок может и должен увидеть себя сбоку, т.е. в профиль. Это, если хотите, своего рода адаптация внешнего вида к самому себе, что чрезвычайно важно (жить в ладу с самим собой). На полочке рядом хорошо бы поместить маленькие зеркальце с ручкой. Оно поможет малышу видеть себя сзади. Кроме того, на полочке мы рекомендуем расположить расчески и набор детской косметики. В данном случае набор расчесок и косметики определяется полом ребенка. В идеале данное зеркало помещается в прихожей: уходя из квартиры, ребенок учится приводить себя в порядок и, наоборот, вернувшись с прогулки, дошкольник осматривает себя вновь и меняет, в случае необходимости, что-либо в своей внешности. Тут же в прихожей помещается на обувной полке щетка и ложка для обуви. При наличии таких условий у ребенка, несомненно, начнет формироваться культура своего внешнего вида и известные качества трудолюбия, самообслуживания, самостоятельности.
«Мини картинная галерея». Важно приучить глаз ребенка к живописи, графике, скульптуре малых форм. Сейчас можно приобрести отдельные или в наборе иллюстрации и приобщить к этому дошкольника. Если вы откликнитесь на это начинание, рекомендуем в определенной системе подавать материал:

  • произведения одного или разных авторов;
  • портретная живопись;
  • орнаментальная живопись и т.д.

Причем подавать материал следует ненавязчиво, к месту, к примеру. Наступила ранняя весна. Хорошо бы сравнить с картиной художника Саврасова «Грачи прилетели» и т.д.
«Мешочек добрых дел». Обыкновенный, но симпатичный, яркий, с аппликацией или вышивкой. И рядом вашу коробочку с наличием мелких предметов: камешков, ракушек… За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещаете мелкий предмет. Итоги любовно подводятся в субботу или воскресенье, т.е. еженедельно. Главное в данном случае – умело руководить этим процессом, не использовать мешочек как средство поведения ребенка напоказ.
А добрых дел дошкольник может совершить целое множество: поделиться красивой конфетой, помочь бабушке, маме, пожалеть котенка и т.д. Главное – вовремя заметить, поддержать, похвалить, поцеловать ребенка, пожать ему руку в субботу, когда вы вместе подсчитаете, что в мешочке у вашего ребенка целых 6 камешков.
«Детская лаборатория – это серьезно». Ребенок сам по себе исследователь. И это явление надо всячески поддерживать. Соберите в ящичке или на специальной полочке нужные для детского исследования предметы: магниты, уже не работающие телефоны, бинокли, увеличительные стекла, микрофоны, диктофоны, термометры, микровесы, микрокалькуляторы, компасы (а может быть, папы еще что-нибудь добавят, исходя из интересов своего ребенка). Организуя эту лабораторию, нужно в обязательном порядке постепенно вводить новые предметы и показывать способы действия, т.е. для чего нужно, где и как используется. Вводить предметы рекомендуется по одному, через 2 и более недель.
«Шкаф находок». В этот шкаф ребенок-дошкольник, а лучше, если это будут делать все члены семьи, приносит все необычное, что находится в окружающем мире и природе и может быть интересным для описания, сравнения, воспитания наблюдательности. Это может быть коряга, красивый листочек, фантик, камешек. Разговоры вокруг находок могут повестить в этот же день, а могут быть по взаимному согласию отложены до выходных дней. Важно только для поддержания интереса дать детям план-задачу, к примеру:

  • Чем тебе нравится этот мешочек?
  • На что (или кого) похож?
  • Давайте вместе придумаем волшебную историю этого камешка.
  • И, конечно, постараемся его интересно назвать.
  • У кого будет самое интересное название, получает поощрение (2 поцелуя, конфету, новую книжку, новую находку или многое другое).

«Уголок ребусов, шарад, головоломок». Речь идет об уме ребенка, его сообразительности, гибкости, быстроте реакции – значит, вы, уважаемые родители, согласитесь организовать уголок шарад, ребусов, головоломок. Сейчас все больше появляется книжек, живых букварей, рабочих тетрадей по математике, природе, где имеют место развивающие картинки-задания.
«Книжки в вашем доме». Внимательно и разборчиво отнеситесь к организации и подбору книг дома. До 3-х – 4-х  лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек, с преобладанием иллюстраций и короткого текста («Курочка — Ряба, «Сорока-ворона» и т.д.). После 3-х лет важно придерживаться одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться 3-5 книжек также с яркими иллюстрациями и доступными для этого возраста сюжетом. Это, конечно, «Игрушки» А. Барто, «Волк и семеро козлят», «Три медведя» и т.д. Хорошо бы через 2-3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной книжечке, причем с сюрпризом или поощрением («Сегодня тебе кошка прислала очень интересную книжку «Кошкин дом» или «Мы с бабушкой решили подарить тебе новую сказку – ведь ты очень любишь и бережешь книжки»).
В 4 года и более крайне важно сказать ребенку, что у нас дома есть детская библиотека. И вместе с ребенком ее правильно организовать, т.е. систематизировать по типу взрослой: сказки, книжки одного автора, книжки по временам года, книжки зарубежных авторов, загадки, пословицы, азбуки и т.д. Очень хорошо дать название своей библиотеке и постепенно ее накапливать.
«Важность детских плечиков». Где хранить детскую одежду на каждый день? Все хранится в шкафу, а то, что носится сегодня, — на стульях. Хорошо, когда ребенок имеет свой стульчик и вешает свою одежду туда. Но лучший вариант – приобрести детские плечики. Именно в дошкольном возрасте формируется, или уже потом будет формироваться с большим трудом (разве что в армии?) привычка складывать аккуратно свою одежду.
«Альбомы по интересам». С этой целью советуем приобрести несколько альбомчиков. А дальше предложить собирать и наклеивать:

  • Фантики от конфет,
  • Открытки с изображением цветов,
  • Картинки с изображением машин,
  • иллюстрации с изображением игрушек,
  • иллюстрации с изображением животных и т.д.

Работу эту надо делать ненавязчиво, необязательно, по мере возникновения желания самого ребенка и косвенно руководить этим процессом. Пусть ребенок в дальнейшем бросит заниматься этим делом, а интерес у него проявится совершенно в другом – такие занятия обязательно оставят положительный след. Ведь собирать по теме – значит систематизировать, обобщать, углублять детские познания.
«Звучит музыка». Зачастую в доме звучит такая музыка, которую любят сами родители. Давайте в связи с этим обратимся к авторитетным исследователям. Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, т.е. образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше? Этот с одной стороны. А с другой? Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему. Значит, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.
«Уголок потерянных вещей». Он важен для воспитания собранности. Чтобы не было у нас Маш – растеряш, если кто увидит, что вещь лежит не на своем месте – срезу же несет ее в этот уголочек. Он будет назиданием для каждого члена семьи. Так называемый взаимоконтроль в действии.
Наверное, многие из родителей, прочтя, скажут: где же найти место для всех этих уголков? На что мы хотим сразу же ответить: «Было бы желание – место найдется и в маленькой квартире! Не верите? Проверьте!